Рузанова Ольга  Сергеевна
"Нет истины, где нет любви" А.С. Пушкин
02/28/19 - Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

Разработала
Учитель 1 категории
Рузанова О.С.
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.
Тип урока: практикум
Цель урока: научиться делать синтаксический разборпредложения с обособленными членами предложения.
Задачи:   1  совершенствовать навык синтаксической работы.
                 2. готовиться к ОГЭ
                 3 воспитывать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

I. Орг. Момент. Приветствие.
II. Проверка дом. Задания.
III. Давайте запишем в рабочих тетрадях число, классная работа.
IV. Посмотрите видеоролик и скажите: «О чем он?»
(Об экологии, о наступлении цивилизации на природу, о принятии на себя ответственности за свои поступки).
О нравственности
За всю историюсвоего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Давайте  назовем их и попробуем очистить нашу планету  от этих проблем.
IV . Игра  «Приведи в порядок планету».
Глобус,  оклеенный листочками, с заданиями. Ребята по одному выходят , читают вопрос и отвечают:
1.Раздел русского языка, изучающий словосочетания и предложения. (Синтаксис).
2.Как называется предложение, в  котором основа выражена подлежащим и сказуемым?(Двусоставное)
3.Если в предложении содержится приказ, просьба, какое оно по цели высказывания?(побудительное )
4.Если предложение произнесено с восторгом, радостью, какое оно по эмоциональной окраске?(восклицательное).
5. Как называется вид работы, когда нужно подчеркнутьчлены предложения? (синтаксический разбор).
6. Как называется выделение второстепенных членов предложения по смыслу и интонационно?(обособление).

V.Озвучивание темы урока  и цели.
-Какова же тема урока?
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами предложения.
- Как бы вы сформулировали цель урока?
(НА экране запись):
1 Познакомиться с…                синтаксическим  разбором обособленных членов предложения 
2 совершенствовать навык синтаксического разбора
3 формировать экологическое  мировоззрение.
VI. Составление кластера. С этим разбором мы сталкивались. Давайте вспомним и выстроим на доске порядок действий.
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами предложения.
                                                1. Вид предложения по цели высказывания.
   2.      Вид предложения по эмоциональной окраске.3. По наличию грамматической основы
  4. По составу основы: двусоставное, односоставное.
5. Наличие второстепенных членов предложения: распространенное,нераспространенное.
6.Чем осложнено
7 Каким членом предложения является весь оборот..
VI.Работа с учебником.
- Давайте обратимся к параграфу учебника и сравним  схему синтаксического разбора предложения с обособленными членами и схему на доске.
VII. Отрабатывание практического навыка .
Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания
Работа по вариантам.(двое работают у доски).
- К Какому стилю речи можно отнести эти предложения?(Оф.-делов.) О чем каждое  из них? (О том, что у человека есть не только права, но и обязанности)
1 вар-т
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии  и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.     (Конституция РФ. Статья 42)( 1 предл. – однородные дополнения и обособленное определение, выраженное причастным оборотом.)
2 вар-т
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, являющимся основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. (Федеральный закон РФ от 01.01.01 «Об охране окружающей среды»)
(2 предл. – однородные сказуемые и два обособленных определения, выраженных причастными оборотами.)Сверяем все записи в тетрадях с записями на доске.
VIII.  Работа с текстом С. Полякова.
-Прочитайте текст. О чем текст? Что хочет сказать автор?  Какой тип речи? Приметы?  Какой стиль?
1.Чем для нас является наша природа?  2. Природа – это основа нашей жизни, из природы мы все вышли, и она обеспечивает нас всем, что нам необходимо.  3.Обычный человек думает в своей жизни о чем угодно, только не о природе.
4.Чадящие и дымящие города, где не видно белого света, а воздух отравлен, производят огромные химические свалки ядовитых отходов. 5.В почву также выделяется огромное количество ядовитых веществ, проникающих  в грунтовые воды . 6.Затем  они попадают в наши  краны. 7 Это плоды нашей цивилизации и та цена, которую мы платим за удовольствия иметь товары.
8 .Капитан морской исследовательской организации,  Чарльз Мур, участвующий в морских путешествиях,  пришел к выводу, что четверть водной поверхности покрыта плавающим пластиковым мусором. 9. Со временем этот  мусор не сгнивает, а разваливается в мелкую пластиковую крошку, которой питается планктон, рыба. 10.А  рыбу потом ест человек.
11.Птицы проглатывают пластиковые вещи, кормят ими и своих птенцов.  12.Мусор не выводится из их организма, и они в конце концов погибают.
13. Используя в повседневной жизни одноразовую посуду, пластиковые бутылки, баллончики, полиэтиленовые пакеты, игрушки,  мы ежедневно выбрасываем их  в больших количествах на помойку. 14. А ведь различные бытовые отходы  разлагаются от нескольких месяцев до нескольких сотен  лет.
15. Давайте задумаемся о том, а в каком мире мы хотим жить сами и какой мир хотим оставить своим детям, нашим внукам? 16 .Тот, в котором мы живем сейчас – ядовитый, отравленный, больной, или тот, где чистое небо над головой, чистый воздух вокруг, чистая вода в реках, здоровые продукты, густые леса и цветущие сады? 17. Думаю, все согласны на второй вариант. 18. И мы можем это сделать!
(По С. Полякову)
Работа по группам:
1 гр. Найти предложение с обособленным обстоятельством, выраженным дееприч. Оборотом. Сделать синтаксич. Разбор.             № 13
2 гр. Найти предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. №5, 8.Сделать синтаксич. Разбор.
3 гр. Найти предложение с обособленным приложением №8.Сделать синтаксич. Разбор.
ГИА
2.  Выпишите грамматическую основу из предложения 9.Пишем предложение .
(  мусор не сгнивает, а разваливается …питается планктон, рыба)

3.  Укажите количество грамматических основ в предложении № 15 (3  грам. основы).Пишем предложение
4 Замените словосочетание «полиэтиленовые пакеты , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием  со связью управление». Напишите , полученное словосочетание. (пакеты из полиэтилена).Пишем словосочетание .
IX.  Английский писатель Б.Шоу сказал: “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди”.
_ Что значит жить как люди?
Подведение итогов урока
- Каким темам был посвящен сегодняшний урок?
1. синтаксический разбор предложениий с обособленными членами.
2. Подготовка к ГИА.
3. Экология.)
- Что нового для себя вы взяли с сегодняшнего урока?
9.  Рефлексия (Слайд 15)
На ватмане напротив графы поставьте цветные флажки:
Зеленый – я всё понял;
Жёлтый – у меня остались вопросы;
Красный  – я ничего не понял.
Обособленные члены предложения Подготовка к ГИА Экология

10.  Домашнее задание.
Сделать упражнение 356.
Изучить параграф учебника.
Написать сочинение «Подари Земле мир», где вы предлагаете решение 1из экологических проблем с помощью предложений с обособленными членами.








































1 вар-т
    Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду(1)достоверную информацию о ее состоянии (2) и на возм…щение ущерба (3)причине(н,нн)ого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. 

(Конституция РФ. Статья 42)




2  вар-т

    Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду(1)достоверную информацию о ее состоянии (2) и на возм…щение ущерба (3)причине(н,нн)ого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. 

(Конституция РФ. Статья 42)

Back
Next
Дополнительные
        сайты