Рузанова Ольга  Сергеевна
"Нет истины, где нет любви" А.С. Пушкин
Back
Next
02/28/19 - Душа каждого - кладовая добра

Рузанова О.С.
Учитель  русского языка и литературы
1 квалификационной категории


Урок литературы в 6 классе
Тема        Душа каждого -  кладовая добра.
Особенности композиции,
смысл названия сказки-были
М.М. Пришвина «Кладовая солнца».



Тип урока:
обобщающий урок, урок подготовки к сочинению.
Цель урока:
выявить особенности композиции, раскрыть смысл названия произведения.
Задачи урока:
развивать навыки коммуникативной устной и письменной речи;
уметь анализировать отдельные эпизоды и определять их роль в произведении;
воспитывать в обучающихся доброту, отзывчивость, бережное отношение к природе.






1. -Знакома ли вам ягода, которая находится у меня в корзинке? Она растет на болоте и славится своими целебными свойствами. В народе ее называют «молодильной» ягодой.
-Как вы думаете, почему я пришла на урок литературы с клюквой? ()
-Действительно, в сказке-были «Кладовая солнца» действие разворачивается на болоте, где и растет эта ягода.
-Назовите из текста средства художественной выразительности, которые помогают раскрыть, представить образ клюквы.
(«рассыпалась яркими бусинами»-эпитет;
«осыпучаяягода»- эпитет;
«красная, как кровь»- сравнение;
«клюква величиной с орех»- гипербола).
-Как вы думаете из чего состоит эта ягода? ( Из яркой плотной кожицы, сочной мякоти и мелких зернышек).
То есть мы назвали структуру ягоды. Как вы думаете, у худ. произведения
есть структура? Как иначе она называется? (композиция).
Итак, мы будем говорить о композиции сказки-были.
Как называется произведение М.М. Пришвина? («Кладовая солнца»)
Что заключается в названии произведения? (Смысл)
Итак, значит сегодня мы поговорим о композиции и смысле названия произведения
2. Посмотрите на доску, на ней находятся рисунки ваших ровесников, прочитавших сказку-быль. Расположите эти работы последовательно, в соответствии с развитием действия произведения. (Хорошо)
- Справой стороны, на экране, находятся термины с определениями, постарайтесь подобрать запись и рисунок.
-Что в этом произведении подготавливает нас к развитию событий?
(В одном селе, возле Блудова болота, в районе…)
-Это экспозиция.
-Какими словами заканчивается произведение?
(Повествование ведется от лица рассказчика, который сам является участником событий)
Композиция произведения играет важную роль, но нам предстоит раскрыть метафоричность произведения. Показать единство человека и природы. Понять; к каким людям приходит успех, кто остается человеком в трудной ситуации. В этом нам поможет разобраться работа по группам.
5 групп.(Раздаю задания по группам).
-Ребята, как называется произведение М.М. Пришвина? («Кладовая солнца»).
В каком эпизоде встречается впервые это словосочетание?
(Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям…Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.)
-Блудово болото- есть кладовая солнца.
-Давайте выясним значения этих слов с помощью Толкового словаря .
                                        Отвечает группа «Лингвисты».
-О чем говорится в этом отрывке? Чем богато это место?
-Что такое торф, клюква?
                                        Отвечает группа «Изыскатели».
-Здесь богатая и прекрасная на дары природа.
-Только о природе пишет писатель в произведении? (Нет)
-Еще и олюдях.
Отвечает группа «Аналитиков»
1(Анализ эпизода «Настя на палестинке»)
-Почему Настя забыла о брате?
-Как животные реагируют на появление Насти?
-С кем сравнивается Настя в этом эпизоде?
   (Попав на палестинку, Настя забыла не только о брате, но и о себе (она забыла о еде, забыла даже о том, что она человек. Девочка ползала по болоту (сравните ее со змеей, та ведь тоже выползла на пень, да и самой Насте после того, как она  увидела змею, показалось, что это она осталась на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной.      
   А лось? Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. «Лось ее и за человека не считает; у нее все повадки обычных зверей».
  - С чем сравнивается в данном эпизоде Настя? ( Сползающй тварью, но никак не с человеком).
( Природа  мягко, ненавязчиво призывает Настю задуматься над своим поведением, отношением к родному человеку. Сначала лось ее не замечает, как  мы не замечаем «безумные камни», затем змея своим шипением заставляет одуматься, ужаснуться ( тут-то Настя, словно заколдованная лягушка из русской сказки, сбрасывает ненавистную кожу), вспомнить о единственном родном человеке. Так природа помогает человеку вернуться в свое человеческое обличье, возвратить себе человеческое званье, вспомнить о главном в человеке — любви, заботе, сопереживании за другого.

Отвечает группа «Аналитиков»
2 Анализ эпизода «Митраша в беде».
-Как природа предупреждает мальчика о беде?
-Как автор относится к Митраше?
-Как Митраше удается спасти себя?
-Чем для Травки стала встреча с Митрашей?
   (Неслучайно Митраша попадет в Слепую елань. Глух он к предостережениям сестры, слеп, потому что не видит всех предупреждений: «земля под ногой стала как гамак», « волновались старушки — елки.... одна вдруг поднимется , как будто хочет смельчака палкой ударить по голове», «черный ворон крикнул..., что, может быть, скоро будет нажива». Не увидел Митраша траву белоус, которая тропу человеческую показывала, вот и угодил в Слепую елань.
  - Обратите внимание: автор вновь обращается к описанию солнца, того, которое во время ссоры брата и сестры разделило облако.
« Солнце в это время проходило вниз через толстое облако и выбросило оттуда на землю золотые ножки своего трона... Последний порыв был, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и большое, чистое , красное, нижним краешком своим коснулась земли». «День кончился не порывом ветра, а последним легким дыханием». 
   Солнце, большое, чистое, светлое, совершило свой каждодневный обход.
   Три, раза прокричали журавли, несмело затоковал косач — токовик, маленький дрозд запел свою милую песенку и наступила полная тишина. Тонет в болоте Митраша и только два существа на беду человеческую придут: каждый по-своему. Травка — чтобы помочь. Серый — чтобы поживиться.
(Отличное знание повадок животного помогают Митраше спастись с помощью Травки)

   «И вдруг... Ни гром, ни молния, ни солнечный восход со всеми победными звуками, ни закат с журавлиным обещанием нового прекрасного дня — ничто, никакое чудо природы не могло быть больше того, что случилось сейчас для Травки в болоте: она услышала слово человеческое — и какое слово!   


Отвечает группа «Аналитиков»
3 История про лесника Антипыча, Травку и Блудово болото.
   -Над чем Антипыч заставил задуматься своих гостей, да и нас тоже?
   -Какую правду он перешептал Травке?
-В чем правда — это вопрос о смысле жизни. Шутя, ненавязчиво он заставляет задуматься над самым важным в жизни каждого человека вопросом. Чтобы ответить на него, попробуем разобраться  еще в одном  вопросе.
-Что для Травки счастье?
(Это возможность жить для другого человека, счастье дарить, любовь, тепло, заботу окружающим.)
  - Итак,  оком с такой теплотой рассказывает автор?  
(О людях: Насте, Митраше,  их соседях, Антипыче, родителях детей. Они все добры, щедры, трудолюбивы, мудры. А разве это не богатство земли? Вспомните, как соседи забеспокоились о детях, не вернувшихся домой. А родители, научившие своих детей любить трудиться, заботиться  друг о  друге, жить в добре с людьми. Антипыч, мудрые советы которого помогают всем в жизни.
- Так какое значение словосочетания Кладовая солнца является ключом к пониманию текст?
Вывод.
Кладовая солнца — это и богатство земли (торф, клюква), и добрая и мудрая природа,  и сами люди. Люди, которые в жестокое послевоенное время, жили, делясь последним, приходя на помощь по первому зову. Это ли не секрет Антипыча. Правда жизни — в желании творить добро для людей, в любви, преданности, взаимопомощи. И еще — в единстве человека и природы, мудром и бережном отношении  к ней.
Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Домашнее задание:
Написать сочинение: «Что я могу назвать «Кладовой солнца» в своей жизни?

Дополнительные
        сайты